Главная
Карта сайта
Обратная связь
Файлы
Полезные ссылки

 

<< Назад

24.2. Скользящая опалубка

Скользящая опалубка подвижна, ее поднимают вверх без перерыва в бетонировании и применяют при возведении вы­сотных железобетонных сооружений с монолитными вертика­льными стенами постоянного, а в последнее время и перемен­ного сечений. Применение опалубки особенно эффективно при строительстве высотных зданий (16...24 этажа) и сооруже­ний с минимальным количеством оконных и дверных прое­мов, закладных деталей и элементов (рис. 24.2). К ним отно­сятся хранилища различных материалов, дымовые трубы высотой до 400 м, градирни, ядра жесткости высотных зданий, резервуары для воды, радио- и телевизионные башни. Важным достоинством возведения таких объектов в скользя­щей опалубке является значительное повышение темпов стро­ительства, снижение трудоемкости, стоимости, сроков работ.

Скользящая опалубка
Рис. 24.2. Скользящая опалубка:
а — план для круглого сооружения; б — то же, для прямоугольного; в — варианты домкратных рам (для узла пересечения стен, примыкания и угла здания); 1 — рабочий настил; 2 — насосная станция; 3 — прогон; 4 — настил; 5 — шахтный подъемник; 6 — домкратные рамы; 7 — домкратные стержни; 8 — бетонируемая конструкция; 9 —домкраты; 10 и 11 — наружный и внутренний шиты опалубки

В отличие от сборных железобетонных сооружений в мо­нолитных исключены стыки, что способствует улучшению экс­плуатационных характеристик зданий. Скользящая опалубка позволяет расширить гамму архитектурно-планировочных ре­шений, обеспечивает улучшение звукоизоляции сооружения, повышает теплотехнические характеристики здания. При воз­ведении зданий в сейсмических районах решается проблема их надежности и сейсмостойкости.
Монолитное домостроение в скользящей опалубке позво­ляет с использованием одного комплекта опалубки, путем его переналадки, осуществлять строительство зданий различного планировочного решения и разной этажности.


Опалубка эффективна, если ее использование предусмотре­но для возведения нескольких рядом расположенных зданий. При возведении одиночных зданий опалубка окажется эконо­мически эффективной при высоте здания не менее 25 м.


Опалубка состоит из двух одинаковой высоты внутренних и наружных щитов (рис. 24.3) неизменяемой конструкции. Неизменяемость щитов обеспечивается опалубочными балка­ми, располагаемыми в два яруса по высоте щитов по всему их контуру с наружной и внутренней стороны.

Конструкция скользящей опалубки
Рис. 24.3. Конструкция скользящей опалубки:
1 — регулятор горизонтальности; 2 — гидравлический домкрат;   3 — домкратная рама; 4 — рабочий настил; 5 — щиты опалубки; 6 — домкратный стержень; 7 — подвесные под­мости внутренние; 8 — подвесные подмости наружные; 9 — металлическая труба; 10 — на­ружное ограждение

Балки, в свою очередь, передают усилия на металлические домкратные рамы, располагаемые над опалубкой по всему ее периметру и пере­дающие массу всей опалубки на домкратные стержни диамет­ром 22...28 мм и длиной до 6 м. Вместо стержней могут быть применены трубы, расстояние между которыми, а значит и между домкратными рамами, определяется расчетами в зави­симости от действующих на стержни нагрузок и не превышает 2 м при круглых стержнях и 1,2... 1,4 м при прямоугольных. Несущая способность стержней должна быть больше всех дей­ствующих на них усилий и нагрузок. Домкратные стержни внизу крепят с помощью электросварки к арматурному выпус­ку из фундамента здания. Стержни наращивают по высоте, стык выполняют на резьбе; в нижнем стержне имеется выточ­ка с внутренней резьбой, в верхнем стержне — хвостовик с на­ружной резьбой. Целесообразно, чтобы стыки соседних арма­турных стержней располагались на разных уровнях.


На домкратных рамах сверху закреплены гидравлические или электрические домкраты, с их помощью одновременно поднимают все элементы опалубки по домкратным стержням.
На домкратные рамы и верхний ряд балок опирается с внут­ренней стороны рабочий настил, где находятся рабочие, необ­ходимое для работ оборудование, материалы и наружный на­стил с ограждением. Также с наружной и внутренней сторон опалубки к домкратным рамам и рабочему настилу подвешены на цепных подвесках подмости, с которых выполняют работы по исправлению дефектов бетонирования, изъятию закладных деталей и проемообразователей.


Насосно-распределительная станция может располагаться на земле, но лучше, если она находится на рабочем настиле в зоне работ. По настилу прокладывают систему гидроразводок, соединяющих каждый домкрат с насосной станцией. Грузо­подъемность домкратов 6... 10 т, масса домкратов 15...21 кг, число одновременно работающих домкратов на объекте может достигать 160... 200.
Большинство домкратных рам конструктивно решены с двумя стойками, но в местах примыкания и пересечения стен применяют рамы соответственно с тремя и четырьмя стойка­ми (см. рис. 24.2, в).
Опалубку редко изготавливают из одного материала (древе­сины или металла), обычно она бывает деревометаллической. Настилы и балки при таком решении выполняют из древеси­ны, остальные конструкции — из металла. Обшивку (внутрен­нюю поверхность щитов опалубки) чаще делают из листовой стали или влагостойкой фанеры, если опалубка предназначена для возведения 10 и более однотипных сооружений; при мень­шем объеме работ применяют обшивку из деревянной клепки.


По конструкции щитов опалубку разделяют на крупно- и мелкощитовую. Последняя более универсальна, но трудоем­кость ее монтажа и демонтажа значительно выше. При испо­льзовании мелких щитов их укрупняют с помощью элементов укрупнительных соединений. В крупноразмерных щитах балки входят в конструкцию щита. Щиты выполняют плоскими и криволинейными, что позволяет разнообразить архитектурные формы фасадов зданий.


Щиты опалубки обычно имеют высоту 1,1...1,2 м; их дела­ют с 0,5%-й конусностью (уширением книзу), поэтому рассто­яние между щитами в верхней части меньше на 10... 12 мм расстояния в нижней части опалубки. Для облегчения сколь­жения перед бетонированием внутренние стенки опалубки смазывают соляровым маслом.


Минимальная толщина стенок бетонируемой конструкции определяется расчетом и равна 12 см. Необходимо обеспечи­вать такие порядок и темп работ, чтобы при подъеме опалуб­ки не происходил отрыв бетона за счет сил трения. При тол­щине стенки 12 см масса бетона, свежеуложенного выше образовавшегося зазора между опалубкой и ранее уложенным бетоном, будет больше сил трения между бетоном и стенками опалубки. Для колонн с учетом малой площади сечения при относительно большом периметре опалубки минимальная тол­щина стенок должна быть не менее 25 см.


Для подъема опалубки используют домкраты: ручные, гид­равлические и электрические. Самые неудобные в работе руч­ные винтовые домкраты. Специфика их работы заключается в том, что на холостом ходу усилия от домкратнои рамы и вес прилегающей к ней опалубки передаются на рядом располо­женные домкраты, так как на новый ярус их поднимают по­переменно. Этим объясняется низкий темп работ.
Домкратные стержни при использовании ручных винтовых домкратов остаются в теле конструкции и служат дополнитель­ным, нерасчитываемым армированием, на которое затрачивает­ся до 20% общего количества арматуры. При использовании электрических и гидравлических домкратов для предотвраще­ния сцепления домкратного стержня с бетоном снизу домкрата присоединяют специальную трубку длиной до 1,2 м, образую­щую в бетоне канал, в котором свободно без сцепления с бето­ном размещается домкратный стержень, который после завер­шения бетонирования вынимают.


Подъем скользящей опалубки осуществляют с помощью синхронно работающих гидродомкратов, приводимых в дейст­вие одновременно насосно-распределительной станцией с од­ного пульта управления. Гидравлический домкрат состоит из рабочего цилиндра, верхнего и нижнего зажимных устройств (рис. 24.4).

Схема работы гидравлического домкрата
Рис. 24.4. Схема работы гидравлического домкрата:
а — подъем опалубки; б — холостой ход; 1 — домкратный стержень; 2 — верхнее зажимное устройство; 3 — клиновидный зубчатый вкладыш; 4 — цилиндр; 5 — поршень; 6 — пружи­на; 7 — нижнее зажимное устройство; 8 — домкратная рама

Зажимное устройство включает в себя обойму, рас точенную на конус, и шесть клиновидных зубчатых вклады­шей, обжимающих гладкий домкратный стержень. В верхнюю часть цилиндра нагнетается рабочая жидкость, при этом пор­шень, связанный через шток с верхним зажимным устройст­вом, остается на месте, так как вкладыш верхнего зажимного устройства заклинивает домкратный стержень. В это время цилиндр под действием давления рабочей жидкости поднима­ется вверх и тянет за собой нижнее зажимное устройство, ко­торое автоматически отключается от домкратного стержня и через опорную плиту поднимает домкратную раму и соединен­ную с ней опалубку. При снятии давления цилиндр домкрата под действием нагрузки от опалубки стремится опуститься, в результате нижний зажим заклинивает домкратный стержень, поэтому домкрат остается неподвижным вместе с домкратной рамой и опалубкой. В момент заклинивания нижнего зажима поршень под действием возвратной пружины поднимается вверх, верхнее зажимное устройство расклинивается и сколь­зит вверх вдоль домкратного стержня. При повторном нагне­тании жидкости цикл повторяется, за один цикл система под­нимается вверх на 20...30 мм.


Применение скользящей опалубки при непрерывной рабо­те в три смены позволяет возводить сооружения на высоту 3...4 м в сутки. При таком темпе бетонирования стен в жи­лищном строительстве реально сооружать до одного этажа в сутки. Такой скорости не обеспечивают другие методы произ­водства работ.
Подъем арматуры и бетонной смеси на рабочий настил осуществляют шахтным подъемником, смонтированным внут­ри возводимого сооружения, с помощью башенного крана и других приспособлений для вертикального перемещения гру­зов. Подъем и спуск рабочих осуществляют специальным подъемником, смонтированным рядом с шахтным или вне со­оружения, а при относительно небольшой высоте возводимого сооружения по лестнице.


Подъем опалубки начинают сразу после укладки в нее бе­тонной смеси. Опалубочные щиты в процессе подъема не от­рываются от бетона, а скользят по его поверхности. Скорость подъема опалубки составляет 1...4 см/мин. При такой скоро­сти вполне достаточно времени для выполнения всего цикла бетонирования — установки арматуры, закладных частей и эле­ментов, наращивания домкратных стержней, укладки и уплот­нения бетонной смеси.


Возведение зданий в скользящей опалубке требует строгого выполнения   технологических требований: высокое качество бетонной смеси (подвижность, вязкость, удобоукладываемость), непрерывность бетонирования, строгая вертикальность движения опалубки, доставка бетонной смеси по графику бе­тонирования, непрерывность работ по установке арматуры.


Часть этих требований может быть смягчена. Бетонирова­ние можно осуществлять не круглосуточно, а с перерывами, используя специальные добавки в бетонных смесях. Замедли­тели твердения бетона позволяют продлить срок схватывания до 18 ч. Перспективным является безвибрационный метод бе­тонирования, когда в опалубку укладывают сверхпластичную литую бетонную смесь с осадкой конуса 14... 16 см со специа­льными добавками, в частности, суперпластификаторов. Смесь самоуплотняется без вибрирования при высоком качестве рас­палубленных поверхностей и высокой прочности бетона. В районах с холодным климатом, наоборот, можно применять добавки — ускорители твердения бетона, использовать его теп­ловую обработку с помощью инфракрасного излучения или электропрогрева.
Возведение жилых зданий в скользящей опалубке — комп­лексный процесс, который включает в себя установку и выверку опалубки, армирование конструкций, наращивание домкратных стержней, установку закладных деталей, проемообразователей для оконных и дверных блоков, уход за бето­ном и т. д. Эти процессы должны быть увязаны во времени. Армирование стен следует осуществлять параллельно с бето­нированием, без отставаний, проемообразователи необходимо устанавливать до монтажа и вязки арматурных каркасов.


Каждый строительный процесс выполняет специализиро­ванное звено рабочих, возведение объекта в скользящей опа­лубке — комплексная бригада. Так как ведущими процессами являются укладка и уплотнение бетонной смеси, то принятой скорости бетонирования должны быть подчинены все осталь­ные процессы. Для поточного производства работ здание раз­бивают на захватки, на каждой из которых в конкретный мо­мент выполняют определенную работу. По завершении процесса звено рабочих переходит на соседнюю захватку, пре­доставляя прежний участок работы другому звену. При непре­рывном процессе работ особое внимание уделяется средствам механизации, обеспечению их стабильной работы. Выход из строя одного механизма приведет к нарушению ритма потока.


Здания в скользящей опалубке возводят с использованием башенных кранов. На возведении зданий высотой до 16 эта­жей применимы краны на рельсовом ходу, при большей этаж­ности — приставные. Кран должен обязательно обслуживать всю зону работ, включая склады, площадки приема бетона, подачу бетонной смеси в бадьях и арматуры в зону производ­ства работ, обслуживать подъездные пути. При подаче бетон­ной смеси бетононасосами на земле должна быть предусмот­рена специальная площадка для приема смеси, достаточная для одновременного размещения на ней не менее двух автобетоносмесителей.
Бетонная смесь подвижностью 6...8 см считается оптималь­ной. Применение литой смеси сокращает до минимума трудо­емкость разравнивания, уплотнения и отделки горизонтальных поверхностей, в том числе и перекрытий. Даже при отсутст­вии пластифицирующих добавок бетонная смесь может иметь подвижность 4...6 см и подаваться в конструкции с помощью пневмоустановок.


На начальном этапе бетонирования по периметру сооруже­ния укладывают ярус высотой 70...80 см слоями 20...30 см с обязательным виброуплотнением. После набора бетоном тре­буемой начальной прочности опалубку начинают поднимать со скоростью 20...30 см/ч с одновременной укладкой бетонной смеси слоями. С учетом транспортирования с завода, перегру­зок, укладки слоями, бетонную смесь приготавливают с испо­льзованием замедлителей схватывания не менее чем на 3 ч. Для укладки смеси в опалубку могут быть использованы бун­керы, мото- и ручные тележки, оптимальным можно считать применение, бетононасосов с распределительными стрелами. Желательно бетонную смесь укладывать сразу по всему пери­метру сооружения, каждый последующий слой — до схватыва­ния ранее уложенного.
В традиционной форме скользящей опалубки с расположе­нием опорных внутри нее стержней имеется много недостат­ков: сложность, а иногда и невозможность установки армату­ры в виде сеток, пакетов, каркасов, невозможность устройства больших проемов в стенах.


Применение опалубки требует большого объема вспомога­тельных работ по устройству проемов, высока трудоемкость устройства перекрытий, все это ограничивает применение опа­лубки в жилищном строительстве. Дополнительные недостатки опалубки — сложность контроля вертикальности сооружения и необходимость использования бетонов более высоких марок.


Сдерживающими факторами развития и широкого распро­странения скользящей опалубки являются:

• резкое удорожание работ в зимних условиях;
• использование рабочих только высокой квалификации;
• резкое снижение эффективности при нарушении техно­логического процесса;
• большие затраты на ликвидацию дефектов бетонирования.


Одним из конструктивных решений может быть автомати­зация работы гидродомкратов, в частности использование ре­жима «шаг на месте», позволяющего исключить прилипание опалубки к бетону при остановке подъема системы. Этот ре­жим служит и другой, более важной цели — строго горизонта­льное выравнивание опалубки. При подъеме опалубки может произойти ее перекос. При заданном уровне остановки подъе­ма домкратов тот из них, который достиг этого уровня, начи­нает топтаться, поджидая выравнивания остальных.


Другим решением, повышающим индустриальность и тех­нологичность работ в скользящей опалубке, является переход от скользящего непрерывного движения щитов к их циклич­ному подъему. Для этой цели используют отрывные щиты с системой шагающих электромеханических подъемников. В основу технологии положен принцип остановки опалубочной системы после бетонирования яруса на высоту 1/4 высоты эта­жа, или на 70...80 см. Бетонирование при этом ведут традици­онно. После достижения бетоном заданной начальной прочно­сти осуществляют отрыв щитов от бетона и перестановку (перемещение) их на новую отметку яруса. При этом подъем всей системы осуществляют электромеханическими подъемни­ками, опирающимися на телескопические стержни с опорны­ми башмаками. Механизм подъема настраивают на обеспече­ние хода, равного высоте бетонируемого слоя, или 70...80 см.


Рассмотренная технология достаточно эффективна. Повы­шается качество поверхностей, исключаются дефекты бетони­рования, связанные с перерывами в подаче бетонной смеси. Технологические перерывы способствуют лучшей организации выполнения всех сопутствующих работ. Применение отрывных щитов позволяет увеличить долговечность их эксплуатации, использовать в качестве палубы водостойкую фанеру, что зна­чительно повышает качество бетонируемой поверхности и снижает массу щитов.
Существуют системы скользящей опалубки, где домкратные стержни вынесены за пределы бетонируемой конструк­ции. Они расположены снаружи с двух сторон от опалубки и раскреплены в пространственных каркасах. Такое решение по­зволяет облегчить извлечение домкратных стержней из конст­рукции, упрощает установку арматурных каркасов, устройство оконных, дверных и других проемов, укладку в опалубку любых закладных деталей, но одновременно возникает проблема обеспечения устойчивости домкратных стержней.
При возведении стен в скользящей опалубке могут быть использованы следующие варианты устройства междуэтажных перекрытий:

а)   из сборных железобетонных плит размером на комнату после возведения стен;
б)   монолитные, бетонируемые «снизу вверх» также после возведения стен;
в)   монолитные, когда совмещают бетонирование стен и перекрытий поэтажным способом;
г)   монолитные перекрытия, бетонируемые «сверху вниз»;
д)   монолитные перекрытия, бетонируемые в процессе воз­ведения стен с отставанием на два-три этажа.

Вариант «а». Рассмотрен подробно при описании возведе­ния крупнопанельных зданий.
Вариант «б». При устройстве монолитного перекрытия «сни­зу вверх» используют крупнощитовую инвентарную опалубку, щиты которой укладывают на инвентарные прогоны и стойки. Для армирования использу­ют сетки, которые привари­вают к армокаркасам стен через штрабы, оставляемые в стенах при бетонировании. Бетонирование ведут поэ­тажно, к работам на новом ярусе приступают после пол­ного завершения работ на предыдущем перекрытии. Демонтаж опорных стоек и ригелей осуществляют после приобретения бетоном распалубочной прочности с уче­том нагрузок от вышележа­щих перекрытий (рис. 24.5).

Бетонирование междуэтажных перекрытий методом «снизу вверх»
Рис. 24.5. Бетонирование междуэтажных перекрытий методом «снизу вверх»:
1 — монолитные стены; 2 — кран; 3 — остав­ленные при бетонировании гнезда; 4 — бадья для подачи бетонной смеси; 5 — армокаркас; 6 — опалубка перекрытия; 7 — фермочный прогон; 8 — телескопическая стойка; 9 — мо­нолитное перекрытие

Вариант «в». При поэтаж­ном способе бетонирование перекрытий совмещают с возведением стен. Для удоб­ства ведения работ внутрен­ние щиты опалубки делают короче наружных на толщи­ну перекрытия. После завер­шения   бетонирования стен на высоту этажа скользя­щую опалубку устанавлива­ют строго на уровне пе­рекрытия, ниже уровня ра­бочего настила. Далее уста­навливают опалубку меж­дуэтажного перекрытия, опирающуюся на прогоны, которые сами крепятся с помощью анкеров к сте­нам. Армокаркасы и бетон­ную смесь подают краном через монтажные отверстия в рабочем настиле скользя­щей опалубки. После за­вершения бетонирования перекрытия приступают к бетонированию следующе­го этажа. При данной, чрезвычайно трудоемкой и неудобной технологии обя­зательна остановка опалуб­ки при бетонировании пе­рекрытий, что усложняет технологию ведения работ (рис. 24.6).

Бетонирование междуэтажных перекрытий цикличным методом
Рис. 24.6. Бетонирование междуэтажных перекрытий цикличным методом:
1 — монолитные стены; 2 — домкратная рама; 3 — наружные удлиненные шиты; 4 — бадья для подачи бетонной смеси; 5 — рабочий стол; 6 — внутренние опалубочные шиты; 7 — гидро­домкрат; 8 — съемные шиты рабочего стола; 9 — анкеры для крепления прогона; 10 — фермочный прогон; 11 — монолитное перекрытие; 12 — опалубка монолитного перекрытия

Вариант «г». Способ бетонирования перекрытий «сверху вниз» нашел распространение в США, Швеции и других стра­нах. Способ используют при возведении стен на полную вы­соту. Не демонтируя скользящую опалубку, на ее рабочем на­стиле устанавливают специальные лебедки с гибкими тягами, на которых подвешивается инвентарная опалубка перекрытий, состоящая из инвентарных телескопических прогонов и щи­тов. После закрепления опалубки и армирования осуществля­ют бетонирование с применением бетононасосов. После при­обретения бетоном распалубочной прочности опалубку демонтируют и перемещают ее вниз на отметку следующего перекрытия (рис. 24.7).

Бетонирование междуэтажных перекрытий методом «сверху вниз»
Рис. 24.7. Бетонирование междуэтажных перекрытий методом «сверху вниз»:
1 — гнезда; 2 — стена; 3 — пневматическое отрывное устройство; 4 — монолитное пере­крытие; 5 — домкратная рама; 6 — домкратный стержень; 7 — гидродомкрат; 8 — тормоз­ные устройства; 9 — опалубочный щит; 10 — рабочий настил; 11 —гибкие тяги; 12 — армокаркас; 13 — бетоновод; 14 — опалубка перекрытия; 15 — несущая ферма опалубки перекрытия; 16 —стойка; 17 —гильза

Достоинства скользящей опалубки:
• комплект опалубки можно использовать для зданий раз­ной планировки;
•  высокая  пространственная  жесткость   и   устойчивость  к сейсмическим нагрузкам;
• трудозатраты ниже, чем при строительстве кирпичных и блочных зданий;
•  высокая скорость бетонирования (до 4 м/сут);

• резкое сокращение затрат на базу стройиндустрии.

<< Назад

 

 
При копировании материалов сайта, просьба оставлять обратную ссылку tvzis.ru

Rambler's Top100

Штроборезы. Германия: штроборезы. Ленточные шлифовальные машины. | реабилитационный центр для наркоманов | юридический факультет заочное отделение